Сергей Кандеев: «Мы пересмотрели расходы»

03 января 2014, 01:55

Бюджет Самарской области на 2014 год разрабатывался в условиях непростой экономической ситуации в стране и мире. Сложностей в расчетах добавила и реформа налогообложения, которая сейчас проводится в России. О том, как стагнация экономики сказалась на бюджете, как пересматривались расходные статьи, и о принципах долговой политики губернии рассказал министр управления финансами Самарской области Сергей Кандеев.

— Чем бюджет 2014 года отличается от бюджета-2013? Каковы основные изменения в структуре расходов и доходов?

— Возможности наращивания объема расходов в последние годы способствовало увеличение общей суммы доходов областного бюджета. В том числе за счет повышения поступлений собственных доходов. Наибольшее увеличение поступлений планируется по следующим доходным источникам: вырастут доходы от налога на доходы физических лиц, от акцизов на пиво и от акцизов на алкогольную продукцию.

— Губернатор Самарской области Николай Меркушкин говорил о том, что из-за экономической конъюнктуры часть расходов придется сократить. Каких направлений это коснулось в наибольшей степени?

— Оптимизация бюджетных расходов — важное направление работы для министерства управления финансами Самарской области и правительства региона в целом. Президентом и губернатором поставлена задача — обеспечить выполнение социальных обязательств, и бюджет должен быть сбалансирован соответствующим образом. При формировании областного бюджета была проведена масштабная работа по пересмотру действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности привлечения альтернативных, внебюджетных, источников финансирования расходов.

Сокращению подверглись расходы на закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Оптимизированы расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных учреждений Самарской области. Кроме того, пересмотрены отдельные программные мероприятия.

— Недавно появилась информация о задолженности налогоплательщиков перед бюджетом на 12 млрд рублей. В чем причина образования долгов и как будет закрываться этот пробел?

— Речь идет о снижении поступления налоговых доходов, зачисление которых в областной бюджет по итогам 2013 года ожидается ниже плановых назначений на 11,6 млрд руб., в том числе 10,4 млрд руб. по налогу на прибыль организаций. Снижение поступлений по данному налогу связано, в первую очередь, с сокращением поступлений от консолидированных групп налогоплательщиков и филиалов федеральных компаний. Также на 1,2 млрд руб. снизятся поступления по акцизам на нефтепродукты вследствие более быстрого, чем ожидалось на федеральном уровне, перехода нефтеперерабатывающих заводов на производство нефтепродуктов, имеющих экологический класс Евро-4, Евро-5 и облагающихся по более низким ставкам.

Необходимо отметить, что частично указанное снижение компенсируется увеличением поступлений транспортного налога и налога на имущество организаций.

— Пользовалась ли в этом году область кредитами банков? Как будет строиться долговая политика в 2014 г., особенно учитывая подготовку к ЧМ по футболу?

— Основные задачи долговой политики Самарской области в 2014-2016 гг. — сохранение государственного долга на экономически безопасном уровне, а также привлечение заемных ресурсов на погашение существующих долговых обязательств Самарской области и финансирование инвестиционных расходов областного бюджета.

Региональным законодательством установлены дополнительные ограничения объема государственного долга. Данные ограничения являются более жесткими по сравнению с требованиями Бюджетного кодекса РФ и установлены в соответствии с рекомендациями ведущих международных рейтинговых агентств. Согласно закону об областном бюджете на 2013-2015 гг., объем государственного долга Самарской области на конец года не должен превышать 45% собственных доходов областного бюджета в соответствующем году без учета безвозмездных поступлений. По итогам 2013 г., государственный долг Самарской области составит 39,6 млрд руб., а долговая нагрузка — 39,2%.

Сдерживать рост объема государственного долга Самарская область намерена и в будущем. В законе об областном бюджете на 2014-2016 гг. предусмотрен предельный уровень долговой нагрузки, не превышающий значение 50%, с учетом необходимости привлечения заимствований для финансирования расходов по проведению чемпионата мира по футболу 2018 года.

Установленное ограничение по государственному долгу позволит нам сохранить заимствования в пределах так называемого «порога управляемости» с учетом возможностей бюджета по дальнейшему обслуживанию и погашению долговых обязательств.

В текущем году для повышения эффективности управления долгом министерство привлекало различные виды долговых инструментов: облигационный заём, банковские кредиты, кредит международной финансовой корпорации.

В ближайшие годы по-прежнему особое значение будет иметь формирование равномерного графика погашения государственного долга Самарской области, позволяющего избежать «пиковых» выплат. В 2014-2016 гг. будет продолжена практика привлечения различных форм заимствований на долгосрочной основе.

— Сколько денег будет выделено на дороги? Как эти цифры меняются по сравнению с уровнем 2013 года?

— В областном бюджете на 2014-2016 годы на финансирование мероприятий в отрасли дорожного хозяйства в 2014 году предусмотрено более 9,7 млрд руб., из которых 1,5 млрд поступят из федерального бюджета.

Самарская область является участником федеральной государственной программы «Развитие транспортной системы». В связи с этим на 2014 год предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 1,5 млрд руб. на строительство мостового перехода «Кировский».

В областном бюджете на 2013 год на дорожное хозяйство предусмотрены средства в объеме 12,6 млрд руб., из которых 1 млрд руб. — за счет средств федерального бюджета.

Средства Дорожного фонда Самарской области, которые не будут освоены в текущем году, в 2014 году будут направлены также на финансирование дорожного хозяйства. Объем финансирования на предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в сфере дорожного хозяйства в 2014 г. составляет 403,6 млн рублей.

В соответствии с нововведениями в законодательстве, с 2014 года планируется создание дорожных фондов муниципальных образований, средства которых будут направляться на финансирование мероприятий в сфере дорожной деятельности. Формирование указанных дорожных фондов будет осуществляться за счет передачи 10% отчислений от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты: в 2014 г. сумма указанных отчислений в местные бюджеты составит 677 млн рублей.

— В каких федеральных целевых программах будет участвовать область в 2014 году? Сколько федеральных средств предполагается благодаря этому привлечь?

— В принятом законе об областном бюджете на 2014-2016 гг. учтены средства, планируемые к поступлению из федерального бюджета, в сумме 11,5 млрд рублей. В настоящее время планируется участие Самарской области в 12 государственных программах Российской Федерации, к примеру, в таких, как «Развитие здравоохранения», «Социальная поддержка граждан», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы».

При этом правительством Самарской области будет проводиться активная работа по привлечению дополнительных средств из вышестоящего бюджета. В ходе исполнения областного бюджета в текущем году было дополнительно предусмотрено 11,6 млрд руб., планируемых к поступлению из федерального бюджета.